Лишь на первый взгляд кажется, что офисная работа проста и не утомительна. На самом деле сидячее положение, искусственное освещение и взгляд в монитор не естественны для человеческого тела, поэтому пагубно влияют на здоровье. Но любую негативную нагрузку можно существенно снизить, если уделить немного внимания эргономике офисного пространства. Эргономика – это свод основных правил, которые обеспечивает безопасность и комфортность труда в современных офисах.
Общее пространство
Если вы хотите организовать максимально комфортный офис для своих подчиненных, начните с рационального планирования всего офиса. Вам необходимо поделить помещение на зоны, в которых сотрудникам будет удобно работать и самостоятельно, и в команде.
Эксперты в области делового комфорта предлагают использовать в оупенспейсах стационарные и мобильные перегородки, чтобы разделить его на индивидуальные отсеки для работы и зоны для общения. Если вы предпочитаете единое офисное пространство без перегородок, то стоит разместить отделы так, чтобы никому не приходилось отвлекаться от работы. Отделы с разной степенью шума не должны быть соседями – разговоры колл-центра могут помешать сосредоточенным подсчетом бухгалтерии.
В идеальном офисе должна быть приемная, кабинет руководителя, зона для совещаний и собеседований. Площадь каждой из этих зон зависит от размеров офиса, количества сотрудников и проходимости помещения. Но приемная любого офиса должна быть более 10 м2, а кабинет руководителя – более 12 м2.
Если пространство не позволяет создать зону отдыха, можно поставить барную стойку без стульев.Конечно же, вам не обязательно выпивать за ней крепкие напитки (как минимум до конца рабочего дня), подойдет и обычная чашка кофе. Изменение положения тела поможет размяться, сменить сидячее положение, но не даст расслабиться.
Комнаты или отсеки для сотрудников нужно проектировать с учетом направления их перемещений по офису. По этому же принципу стоит располагать офисную технику – на пересечении маршрутов персонала, которые ее использует.
Личное пространство
Не бывает слишком маленьких рабочих мест, любое пространство можно оптимизировать. Чтобы сократить метраж бесполезной поверхности, можно воспользоваться подвесными или настольными полками или выкатываемыми тумбами. Все необходимые предметы должны находиться на таком расстоянии, чтобы за ними не приходилось тянуться.
Наиболее эргономичная форма стола – криволинейная угловая. Площадь – не менее 120 см. По европейским нормам, высота стола должна быть 74 см, а глубина – достаточной, чтобы человек сидел на расстоянии 50 см от монитора. Сам монитор нужно отрегулировать так, чтобы его верхняя часть находилась на уровне глаз или немного ниже, чтобы взгляд всегда был направлен немного вниз.
Клавиатура должна располагаться на такой высоте, чтобы при работе руки в локтях были согнуты на угол не менее 80-90 градусов, а кисти лежали прямо, параллельно предплечьям. Такое положение за компьютером позволит уменьшить нагрузку на руки, плечи и позвоночник, исключить быструю утомляемость и повысить эффективность труда.
Эргономичное кресло должно быть оборудовано пятью роликами для устойчивости, спинкой, помогающей спине сохранять S-образное положение и подлокотниками. Поддержка поясницы и лопаток – самая важная его функция. Сидя в нем, нужно отклоняться назад, а ни в коем случае не тянуться вперед, принимая положение буквы С. Эргономичное кресло позволяет свободно изменять положение тела, но сохранять удобную посадку. Это регулируется при изменении угла наклона между спинкой и сидением, в зависимости от веса сидящего человека.
В следующей статье мы поговорим об оставшихся составляющих уютного офиса – освещении, цветовой гамме и температуре воздуха.